I.S.L. ([info]isl) wrote,
@ 2007-03-24 01:54:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current music:Тищенко все еще
Entry tags:фрагменты

город в 70-е
Есть в истории Петербурга периоды, которые мне почему-то особенно интересны. Если серебряный век, военный коммунизм или блокада - интерес к ним вполне понятен, то вот почему меня так интересуют 70-е - не знаю. Может быть, потому что это самое ближайшее десятилетие, которое я не застал; может быть, по контрасту с 60-ми.

Пару лет назад у меня была идея собрать воспоминания об этом периоде. Даже начал что-то собирать и расспрашивать, но в итоге не хватило тогда ни сил, ни знакомств, ни журналистских навыков. (Особенно жаль, что так и не довелось почти расспросить покойного Сергея Сергеевича Шульца). Но идея жива.

Собственно, это я все к тому, что наткнулся, просматривая старые заметки, на некий, как бы это сказать, конспект впечатлений от разных бесед по поводу 70-х годов. Который и решил выложить сюда частично; может быть, будет кому-нибудь любопытно (и в тайной надежде, что мне начнут рассказывать о том, как все было не так, а я буду скромно слушать и запоминать и переспрашивать). Конспект обрывочный, но вроде бы понятно, о чем речь, поэтому выладываю его as is.

Город, в котором было много свободного времени.

Два города – условный П. и условный Л., пересекающихся по необходимости, вынужденных терпеть друг друга. Бегство от советской действительности в разные сферы. Употребление старых названий. Отсутствие интереса к успеху в городе Л. у обитателей города П. Разные круги – Аквариум, литераторы, научные.

Постепенно разрушающийся город. Уже прочно вошел в обиход БКЗ. Формирование новых массивных спальных микрорайонов. Переход от хрущовок к панельным высокоэтажкам. Гораздо более бедный архитектурный (если это можно так назвать) облик новостроек, нежели в Москве.

Убывающие присутствие старого Петербурга (в детстве доводилось видеть старушку, машинально крестящуюся на шпиль ст. метро).

«Великий город с областной судьбой». С одной стороны провинциализация, постепенный внутренний отказ от столичных амбиций. Из фигур «общероссийского» масштаба – кто-то умер, кто-то уехал. Зацикливание культуры города на самом себе. Интровертность и замкнутость. Своеобразная отрицательная гордыня. России мы не нужны, тем более она нам тоже. С другой – меньше контактов официальной и неофициальной культуры, меньше конформизма – и большая привлекательность, нежели в случае московской.

Гораздо меньше допускаемых вольностей, чем в Москве.

Люди.

Обида на Москву и формирование с одной стороны комплекса неполноценности, с другой – мании величия.

Город, в котором можно жить. За анекдоты в принципе уже не арестовывают. Бытовые проблемы (например, покупка еды) еще не становятся катастрофичными, как в конце 80-х.

Романов.

Широкое распространение неактивного диссидентства. Пропаганда антисоветчины среди детей под соусом дополнительного образования (ЮАШ, например).

Усыхание официальной пропаганды и риторики, исчезновение содержания.

Контркультура – не столько демократическое движение, как на западе, сколько аристократическое.

Географические центры, вроде Сайгона, разные и общие для разных кругов.

Книги. Город П. – Оруэлл, Булгаков… Город Л. – Стругацкие?
Книжные спекулянты, черный рынок.

Культовая роль джинсов. Проникновение западной культуры и элементов забугорного быта. Пути проникновения.

Распространение современных «ересей» (в смысле Честертона, суррогаты религии).

Буддизация.

Многопьянство.




(72 comments) - (Post a new comment)


[info]nectarius
2007-03-24 01:33 am UTC (link)
+++России мы не нужны, тем более она нам тоже.+++

Да, все-таки здесь совсем не русский город. Но, тем не менее, мы ей нужны гораздо больше, чем она нам.

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2007-03-24 12:10 pm UTC (link)
По сути - возможно. Я лишь пытался восстановить ощущения горожан: "Раз мы нужны стране только как промышленный центр..."

(подумав) Впрочем, и по сути не совсем согласен. Россия в нынешнем ее виде, может быть, городу и меньше нужна, чем он ей, а вот Российская империя - очень даже. Я говорю теперь именно о городе уже, а не о его жителях.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]nectarius, 2007-03-24 08:47 pm UTC

[info]qwercus
2007-03-24 02:12 am UTC (link)
любопытно, мой знакомый как раз чем-то подобным занимается, только 19-м веком.
можете ли мне объяснить одну цитату (автор почему-то не захотел):
http://community.livejournal.com/yuri_naumov/19992.html

(Reply to this) (Thread)


[info]nectarius
2007-03-24 03:30 am UTC (link)
Увидел по ссылке ю-пик Ю.Н., и мне кажется, что я его знал в 80-е. По крайней мере, он очень похож на одного музыканта, который тогда приехал в Питер откуда-то из Сибири.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]qwercus, 2007-03-24 09:49 am UTC
(no subject) - [info]nectarius, 2007-03-26 01:04 am UTC
(no subject) - [info]qwercus, 2007-03-26 11:21 am UTC
(no subject) - [info]nectarius, 2007-03-26 11:43 am UTC
(no subject) - [info]birr, 2009-05-26 09:09 pm UTC
(no subject) - [info]nectarius, 2009-05-26 09:18 pm UTC
(no subject) - [info]birr, 2009-05-26 09:27 pm UTC
(no subject) - [info]nectarius, 2009-05-26 09:29 pm UTC
(no subject) - [info]birr, 2009-05-26 09:34 pm UTC
(no subject) - [info]nectarius, 2009-05-26 09:50 pm UTC
(no subject) - [info]birr, 2009-05-26 09:55 pm UTC

[info]isl
2007-03-24 12:11 pm UTC (link)
Образно, конечно, сказано... Но такая образность не в моем стиле:). Поэтому не возьмусь предлагать трактовки.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]qwercus, 2007-03-24 12:47 pm UTC

[info]rdp4v
2007-03-24 05:56 am UTC (link)
Согласен с каждым словом. Абсолютно точное описание положения в городе в семидесятые.

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2007-03-24 12:25 pm UTC (link)
Многоуважаемый [info]kalakazo указывает на существенные недостатки этого конспекта:
http://kalakazo.livejournal.com/53390.html?thread=1186702#t1186702

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]rdp4v, 2007-03-24 01:43 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-03-24 01:48 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-03-24 01:55 pm UTC
(no subject) - [info]rdp4v, 2007-03-24 02:00 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-03-26 10:57 am UTC
(no subject) - [info]rdp4v, 2007-03-26 03:17 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-03-27 09:27 am UTC
(no subject) - [info]rdp4v, 2007-03-26 03:42 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-03-27 09:32 am UTC
Потрясающе!
[info]kototuj
2007-03-24 06:25 am UTC (link)
Открыла постинг и обалдела. Это же тема, с которой я ношусь, как дурак с писаной торбой, уже года четыре. У меня даже идея была создать музей - пока что удалось только в ЖЖ, заходите в [info]ru_museum70, но там вообще о семидесятых, а я бы хотела именно Петербург.
На те годы пришлась моя юность, самый интересный период. Я тогда тусовалась с неформальными литераторами - "второй литературной действительностью", можно попробовать что-то вспомнить и мою маму привлечь (она писательница Нина Катерли, тоже много с кем общалась). И еще есть много людей в ЖЖ моего возраста, которых можно было бы раскрутить на это дело.
А давайте вместе что-нибудь придумаем! Я сейчас даже не знаю, с чего и начинать, все хочется. Напишем такууую штуку интересную, и картинки найдем, и потом ее где-нибудь издадим, и будет нам слава почет и уважение!

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2007-03-24 12:18 pm UTC (link)
Давайте придумаем! Я так с радостью. Может быть, перенесем обсуждение в почту? Кстати, с большим интересом в свое время читал воспоминания Вашей мамы.

Кстати, можно попробовать к Житинскому с этой идее обратиться. Я правда с ним не знаком... Но ведь он написал замечтальный роман как раз о 70-х.

Спасибо за ссылку на сообщество. Любопытно, но ведь это "археология", а история гораздо мне интереснее:).

Кстати, вот получил указание в чужих комментах, куда с этим постом напросился, на существенные недостатки моего "конспекта". Думаю, Вам будет интересно прочесть:
http://kalakazo.livejournal.com/53390.html?thread=1186702#t1186702

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kototuj, 2007-03-24 12:35 pm UTC
Re: Извините
[info]tarzanissimo
2007-03-26 03:34 pm UTC (link)
Возможно в моих мемуарах Вы найдёте кое что Вас интересующее ( Питер тридцатых- конца шестидесятых годов.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Извините - [info]kototuj, 2007-03-26 03:45 pm UTC
Re: Извините - [info]tarzanissimo, 2007-03-26 04:01 pm UTC
Re: Извините - [info]kototuj, 2007-03-26 08:57 pm UTC
Re. - [info]tarzanissimo, 2007-03-27 12:06 am UTC
Re: Извините - [info]isl, 2007-03-27 09:12 am UTC
Re: Извините - [info]tarzanissimo, 2007-03-27 11:55 am UTC

[info]zedra
2007-03-24 09:18 am UTC (link)
"то что вы хотели и стеснялись спросить" ;).
Меня ужасно удивляла Ваша и вообще у некоторой части молодёжи тяга к 70-м. Мы, т.е. моё поколение в них просто жили, на них пришлась наша молодость, окончание школы, институт - этим они прекрасны ... Читала Ваши тезисы и думала, что я знаю о 70-х, поняла, что очень мало ...

Вот только не согласна с последним - не больше, чем сейчас ...

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2007-03-24 12:24 pm UTC (link)
Меня эта тяга самого удивляет:). Кстати, интерес ведь не означает любовь... т.е. и любовь тоже в каком-то смысле, но вот жить в 70-е я, наверное, все-таки не хотел бы.

Про многопьянство - увы, так. Хотя многие пившие тогда сейчас и бросили:). Вот скорее некое смещение и изменение роли пития я и подразумевал.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]zedra, 2007-03-25 09:41 am UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-03-26 11:08 am UTC
(no subject) - [info]zedra, 2007-03-26 11:32 am UTC
(no subject) - [info]and2u, 2007-03-26 12:52 pm UTC

[info]ovtsa
2007-03-24 11:11 am UTC (link)
Если выложить какой-нибудь характерный фрагмент воспоминаний, может быть, народ не поленится вспомнить похожее или противоположное или рядом лежащее... :)

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2007-03-24 12:19 pm UTC (link)
Да, можно попробовать:)

(Reply to this) (Parent)

посмотрите
[info]qwercus
2007-03-24 12:45 pm UTC (link)
http://www.port-folio.org/part569.htm

и еще - в 1997 году была выпущена книжка под названием Петербург-1997, там анализировались итоги развития города по соц.опросам в том же году. старшно редкая, есть в б-ке ЦНСИ

(Reply to this) (Thread)

Re: посмотрите
[info]isl
2007-03-24 01:44 pm UTC (link)
Спасибо, любопытно.

Книгу попробую поискать. Есть еще кстати хорошая монография А.З.Ваксера "Ленинград послевоенный. 1945-1982"

(Reply to this) (Parent)

на всякий случай
[info]nigdeja
2007-03-24 02:06 pm UTC (link)
Может быть, вы уже знаете об этой книге
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1221814/

Изумительная книга. Много подробностей из обыкновенной жизни, по сути - дневник, но написанный необыкновенным, талантливым человеком. Правда, это уже начало 80-х...

(Reply to this) (Thread)

Re: на всякий случай
[info]isl
2007-03-24 02:17 pm UTC (link)
Нет, не знал, спасибо. Поищу.

(Reply to this) (Parent)


[info]and2u
2007-03-26 12:47 pm UTC (link)
> Гораздо меньше допускаемых вольностей, чем в Москве.

Ты уверен, что не наоборот? По моим ощущениям, ровно наоборот.

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2007-03-26 12:58 pm UTC (link)
Я имел в виду официальную культуру. Мне доводилось слышать, что прорваться в печать, на сцену и т.п. было гораздо сложнее, чем в Москве. Объясняли это тем, что со времен ленинградского дела в местных начальниках поселился необоримый страх и они старались блюсти идеологическую чистоту от "неконтролируемых ассоциаций".

Очень может быть, что было не так.

А какие у тебя ощущения?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]and2u, 2007-03-26 02:27 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-03-26 02:35 pm UTC
(no subject) - [info]mbla, 2007-03-26 03:56 pm UTC
(no subject) - [info]and2u, 2007-03-27 09:04 am UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-03-27 09:20 am UTC

[info]mbla
2007-03-26 04:05 pm UTC (link)
Вот Вам несколько ссылок, имеющих отношение к 70-ым.
http://mbla.livejournal.com/41154.html

http://mbla.livejournal.com/47486.html

http://mbla.livejournal.com/71238.html

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2007-03-27 09:18 am UTC (link)
Спасибо большое!
А почему художникам чуть больше повезло? Власти думали, что все равно никто ничего в их творчестве не поймет?

А как этот "конспект" в целом? Есть ли в нем существенные неточности, суещственная неполнота?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]mbla, 2007-03-27 10:12 am UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-03-27 11:20 am UTC
(no subject) - [info]tarzanissimo, 2007-03-27 12:33 pm UTC
Всё так Собирайте истории, пока мы не впали в маразм
[info]natasha_str
2008-01-05 08:05 pm UTC (link)
Буддизация. В 77 г в доме№23 по Кронверкскому проспекту,дом Горького, была в квартире кришнаитов. Они пели Хари Кришна, варили священную еду из смеси"Малыш", девочки строили глазки, а мальчики были серьёзны и искали истину. Больше я к ним не пошла.
Культ джинсов. С мальчиком, у которого не было джинсов, встречаться считалось не престижно.

Вообще написать могу тьму историй, часть из них - в моём ЖЖ, про дом14 по Каменноостровскому. Но не буду Вас обременять.

(Reply to this) (Thread)

Re: Всё так Собирайте истории, пока мы не впали в маразм
[info]isl
2008-01-05 08:30 pm UTC (link)
Разве эти истории могут обременить? Мне,по крайней мере, интересно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Всё так Собирайте истории, пока мы не впали в маразм - [info]natasha_str, 2008-01-05 08:43 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2008-01-05 08:52 pm UTC

[info]talferova
2009-05-26 08:50 pm UTC (link)
о, это к моей семье, а еще лучше к культовому человеку той поры - Митричу. будет летом оказия, приглашу на дачу. они как раз об эту пору устраивали "передвижные выставки" и всякие акции. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2009-05-27 06:14 pm UTC (link)
Было б очень интересно, спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]vera_z
2009-05-26 09:24 pm UTC (link)
==Обида на Москву и формирование с одной стороны комплекса неполноценности, с другой – мании величия.

что нахывается, спасибо. впервые вижу оценку, что известной редакции местный патриотизм -- от комплекса лишения столичности.
в сознательной жизни я застала эти комплексы уже в 1980-е в законченном виде, поэтому не могу судить о времени зарождения. а были ли явные признаки, покоторым Вы заключили, что они появились именно тогда? было бы очень любопытно знать.

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2009-05-27 06:24 pm UTC (link)
Если говорить о каких-то "явных" вещах, то вообще этот комплекс зримо проявился уже в 1919-20 гг. - на уровне тогдашних городских властей, население еще, видимо, не осозновало, да и было не до того. Но некоторые деяния Зиновьева очень любопытны в этом смысле. Потом, конечно, блокада сыграла роль в формировании чувства обособленности, и, в каком-то смысле, ее финальный акт - ленинградское дело. Я с детства помню, что старшие поколения в семье всегда противопоставляли Москву и Ленинград - "никакой Москва не город-герой". В этой связи очень любопытен вот этот документ:
http://isl.livejournal.com/295286.html
(в части про аренду Англией и Америкой)

Ну а конкретно про 70-е - из разговоров, главным образом. Ну и 80-е я тоже уже помню.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]vera_z, 2009-05-27 07:37 pm UTC

(72 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…