I.S.L. ([info]isl) wrote,
@ 2007-08-16 14:11:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:топонимическое, фрагменты

Петербургская топонимия, XXI век
Список изменений в городской топонимии, произошедших с 2001 года - возвращенные, возобновленные и новые названия проездов и других объектов городской среды. В список включены изменения только собственно города, без учета подчиненных Петербургу пригородов (для них составлены отдельные списки - "северный" и "южный". Сведения распределены по районам и располагаются в хронологическом порядке. Пост планирую обновлять по мере новых изменений. Буду признателен за дополнения и указания на возможные неточности.

I. Возвращенные названия

Скачков переулок - от Караваевской улицы до Тепловозной улицы, между домами N 11 и N 16 по Прибрежной улице
(30 октября 2001, историческое название прежде официально упраздненного пр. Первого Мая)

Кадетская линия В.О. - Съездовская линия В.О.
Кадетский пер - Съездовский пер.
(6 октября 2006)

Старообрядческая ул. - участок Ташкентской ул. от линии Варшавской ж.д. до линии Балтийской ж.д.
(7 декабря 2006)

Благовещенский мост
(14.08.2007, лучше бы вернули название Николаевский)

Сенатская пл. (это название площадь официально никогда не носила).
(29.07.2008)


II. Возобновленные названия
(когда-то официально упраздненные проезды, вновь введенные в реестр)

Кировский район
Арсеньевский пер. - от ул.Зои Космодемьянской до тупика
Кемеровская ул. - от Промышленной ул. до ул.Калинина
Мостовая улица - от проспекта Стачек до парка "Александрино"
Речная улица - от усадьбы "Александрино" до улицы Козлова
Сивков пер. - от тупика через ул.Ивана Черных до Балтийской ул.
Тихомировская улица - от проспекта Стачек до улицы Маршала Говорова
(5 июня 2001)

Красногвардейский район
Куракина ул. - от Пискаревского пр. до больницы им.Петра Великого
(5 июня 2001)

Невский район
Караваевский переулок - от Караваевской улицы до Тепловозной улицы, между домами N 39 и N 41 по Караваевской улице;
(30 октября 2001, с изменением статуса)

Петроградский район
Азовская ул. - от р.М.Невки до Крестовского пр.
Батарейная дорога - от Рюхиной ул. до стадиона им.С.М.Кирова
Динамовская ул. - от Кемской ул. до наб.Мартынова
Константиновский пер. - от Морского пр. до Константиновского пр.
Эскадронный пер. - от Пионерской ул. до М.Разночинной ул.
(5 июня 2001)

Уфимская ул. - от ул. Чапыгина до ул. Академика Павлова
(20 сентября 2006)

Приморский район
Захаров пер. - от Новоорловской ул. до Шуваловского лесопарка
Земледельческий пер. - от 3-й линии 1-й половины, до 2-й Никитинской
(5 июня 2001)

Лыжный пер. - от Мебельной ул. до Шуваловского пр.
(08.05.09, 509)


III. Новые названия

Василеостровский район
пл. Европы - между Морской набережной, Финским заливом и продолжениями проездов вдоль северного и южного фасадов гостиницы "Прибалтийская"
(11 июня 2003)
пл. Собчака - перед южным фасадом Дворца культуры имени С.М.Кирова
(17 января 2005)

Выборгский район
пл. Академика Климова - на пересечении Большого Сампсониевского проспекта, Кантемировской улицы и Белоостровской улицы
пл. Академика Иоффе - на пересечении Политехнической ул. и ул. Курчатова
(30 октября 2001)

аллея Академика Лихачева - от ул.Орбели до Болотной ул.
(17 мая 2006)

ул. Витковского - от пр.Тореза до ул.Жака Дюкло
(4 сентября 2006)

ул. Доктора Короткова - от Боткинской ул. (между домами N 15 и 23) до тупика
(14.08.2007)

Московский район
ул. Титова - от пр. Юрия Гагарина до пр. Космонавтов (20 мая 2002)
Быковская улица - от Стартовой улицы до проезда вдоль Пулковского шоссе;
Внуковская улица - от Стартовой улицы до Пулковского шоссе;
Домодедовская улица - от Штурманской улицы до аэропорта "Пулково-2";
Толмачевская улица - от проезда N 10 до Стартовой улицы;
Шереметьевская улица - от проезда N 10 до проезда N 12.
(20 мая 2002)

Диспетчерская ул. - от Штурманской ул. до Рейсовой ул.
(29.04.2009; 485)

Калининский район
пер. Усыскина - от пл.Калинина до ул.Васенко
(30 июня 2006)

аллея Академика Глушко - от Тихорецкого пр. до ул.Академика Константинова
(21.08.08, 1061)

Репнинская ул. - от Брюсовской ул. до Екатерининского пр.
(03.10.08, 1240)

Кировский район
Троллейбусный проезд - от 4-го троллейбусного парка до Ленинского проспекта
(30 октября 2006, этим же постановлением Трамвайный проспект продлен от проспекта Народного Ополчения до Балтийской железнодорожной линии)

Волынкин пер. - от Кемеровской ул. до Оборонной ул.;
Путиловская наб. - на юго-запад вдоль Морского кан. на Канонерском о-ве.
(21.09.09, 1006)

Красногвардейский район
ул. Электропультовцев - от ул. Химиков на запад
(29 декабря 2001)

Малоохтинская наб. - от устья р.Охты до Малоохтинского пр.
(14.08.2007)

Репнинская ул. - от Брюсовской ул. до Екатерининского пр.
(03.10.08, 1240)

Головкинская ул. - от Салтыковской дор. до ул.Петра Смородина;
Муринская дор. - от р.Охты до границы Санкт-Петербурга;
Ручьевская дор. - от Шафировского пр. за Пискаревский пр.
(29.04.09, 487)

Красносельский район
Добрушская улица - от улицы Пограничника Гарькавого до улицы Летчика Пилютова
Новобелицкая улица - от улицы Тамбасова до улицы Летчика Пилютова
Рогачевский переулок - от улицы Летчика Пилютова до улицы Пионерстроя
(19 августа 2002, название Новобелицкой ул. первоначально присвоено в форме Новобелецкая ул. В современном написании - с 30 июня 2006 года)

ул. Генерала Лагуткина - от Аннинского шоссе до тупика
(21.08.08, 1062)

ул.Адмирала Черокова - от Финского залива до Петергофского шоссе
(29.04.09, 488)

Невский район

Преображенский пер. - от Белевского пр. до пр. Александровской Фермы.
(29.04.09, 489)

Петроградский район
пл. Академика Лихачева - на пересечении Мытнинской наб. и Зоологического пер.
(17 мая 2006)

20 сентября 2006, Аптекарская наб. продлена от оси Кантемировского моста до дома N 9 по ул.Академика Павлова

Ломаная аллея - от 2-й Березовой аллеи до наб.р.Б.Невки
Эсперов пер. - от Эсперовой ул. до Депутатской ул.
(19.03.09, 300)

Приморский район
1-я Утиная ул. - продлена от от Б.Десятинной улицы до М.Десятинной улицы
(05.02.2003, 225-ра)

Журавлиная ул. - от Безымянного пер. до Березовой аллеи;
Лебединая ул. - от Старой ул. до Березовой аллеи.
(17.11.2008, 1434)

IV. Другие объекты
(тут, возможно, список не полный, буду признателен за дополнения)

Большой Обуховский мост - через Неву (24 декабря 2004)
Дунайский путепровод (4 сентября 2006)

Митрофаньевский мост - через Обводный кан. в створе Митрофаньевского шоссе
Угольный мост - через р.Красненькую между продолжением ул.Морской Пехоты и дор. в Угольную гавань.
(14.08.2008, 1023)

Беляевский мост - через р.Охту по кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга
Витебский мост - через Черную речку по Витебскому пр.
(19.03.2009, 301)

Сады и скверы:

Сад Бенуа (23 июня 2006, между Тихорецким пр., Светлановским пр., ул.Веденеева и пр.Науки, в Калининском районе Санкт-Петербурга)

Полюстровский парк (7 декабря 2006, переименован, бывш. навзание - парк имени 50-летия Октября)

Сад Андрея Петрова (29 января 2007, между Каменноостровским пр., домом N 26-28 по Каменноостровскому пр. и домами N 43, 45, 47 по Б.Пушкарской ул.)

Сквер Маневича (5 марта 2008, между Щербаковым пер., домом N 7 по Щербакову пер. и домами N 21 и 23 по ул.Рубинштейна)

Сквер Тукая - между Кронверкским пр., Зверинской ул., Мытнинским пер. и д. 73 по Кронверкскому пр. (04.08.08, 920)

Сквер Харитонова - между наб.кан.Грибоедова, Лермонтовским пр. и домом N 12 по Лермонтовскому пр. (02.10.08, 1237)

Станции метро:

"Спасская" - Сенная пл., между ул.Ефимова и существующим вестибюлем станции метрополитена "Сенная площадь" (условное название "Площадь Мира-2");
"Проспект Славы" - на пересечении пр.Славы и Бухарестской ул. (условное название "Проспект Славы");
"Дунайская" - на пересечении Дунайского пр. и Бухарестской ул. (условное название "Дунайский проспект");
"Балканская" - на пересечении ул.Олеко Дундича и Бухарестской ул. (условное название "Балканская");
(17 мая 2007)

V. Дополнение - исторические названия, возвращенные в 90-х годах:
Постановление 1991 года
Постановление 1993 года
Постановление 1998 года




(71 comments) - (Post a new comment)


[info]kototuj
2007-08-16 10:52 am UTC (link)
Спасибо! Очень много открытий, даже на родной Петроградской. По Уфимской улице недавно шли с мужем и удивлялись, откуда такая.

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2007-08-16 12:01 pm UTC (link)
Да, ей еще года нет. Жалко, что сейчас в постановлениях не указывают обоснований топонимов. Непонятное для меня название

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kototuj, 2007-08-16 12:03 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-08-16 12:09 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-08-16 12:14 pm UTC
(no subject) - [info]kototuj, 2007-08-16 12:15 pm UTC
(no subject) - [info]vadim_i_z, 2007-08-16 12:27 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-08-16 12:36 pm UTC
(no subject) - [info]vadim_i_z, 2007-08-16 12:41 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-08-16 12:49 pm UTC
(no subject) - [info]vadim_i_z, 2007-08-16 12:55 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-08-16 01:09 pm UTC
(no subject) - [info]vadim_i_z, 2007-08-16 05:19 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-08-16 05:36 pm UTC
(no subject) - [info]r_p, 2007-08-16 04:12 pm UTC
(no subject) - [info]vadim_i_z, 2007-08-16 05:20 pm UTC
(no subject) - [info]fortezia, 2007-09-30 10:12 pm UTC
(no subject) - [info]i_crust, 2007-10-01 04:18 am UTC
(no subject) - [info]kototuj, 2007-10-01 04:52 am UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-10-01 09:34 am UTC
(no subject) - [info]i_crust, 2007-10-01 02:59 pm UTC

[info]dmtrs
2007-08-16 11:30 am UTC (link)
Спасибо, полезно!

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2007-08-16 12:02 pm UTC (link)
Не за что.

(Reply to this) (Parent)


[info]vadim_i_z
2007-08-16 12:26 pm UTC (link)
Очень интересно, но кое-что непонятно.
1. Как я понимаю, аллея и площадь Лихачева расположены в разных местах. Не будет ли путаницы?
2. Чем объясняется такой вброс топонимов Гомельской области в Красносельском районе? Кстати, Новобелица (молодцы, что букву поправили) давно стала частью Гомеля и как топоним присутствует лишь в названии Новобелицкого района города. Там вообще интересная история - когда-то Новая Белица была важнее Гомеля (посмотрите, кстати, http://memory.loc.gov/intldl/mtfhtml/mfdigcol/nlrmp.html#b_rus - может, что-то и для Вас найдется).
3. Какого лешего в Петербурге называют улицы именами московских аэропортов??? Что, всех знаменитых авиаторов и авиконструкторов уже помянули?
4. И самое главное - кто такие Электропультовцы??????

(Reply to this) (Thread)


[info]kototuj
2007-08-16 12:30 pm UTC (link)
4. Вероятно, это работники завода "Электропульт", который сам - в центре города, на углу ул. пестеля и Фонтанки. ( И впрямь, почему??)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]isl, 2007-08-16 12:37 pm UTC
(no subject) - [info]vadim_i_z, 2007-08-16 12:43 pm UTC
(no subject) - [info]kototuj, 2007-08-16 12:47 pm UTC

[info]isl
2007-08-16 12:45 pm UTC (link)
1. Да, они весьма далеко расположены. Не думаю, что будет существенная путаница - по площади точно никаких домов не пронумеровано. Вообще, полагаю, что название площади останется исключительно на картах, если там, скажем, памятника не установят. Появление аллеи - это тоже результат тематического принципа (может быть, напишу отдельно и о конкретно этих наименованиях, и о тематическом принципе)
2. Не знаю точно, к сожалению. Возможно, что это продолжение темы Великой Отечественной войны. Попробую узнать.
3. А черт их знает. С другой стороны, есть же у нас район улиц, названных по городам Московской губернии, в бывш. Московской части. Может быть, и тут сыграло роль, что улицы расположены в Московском районе (и рядом с аэропортом).
4. Да, это работники завода "Электропульт".
http://isl.livejournal.com/162632.html?thread=667720#t667720

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]vadim_i_z, 2007-08-16 12:51 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-08-16 01:12 pm UTC

[info]isl
2007-08-16 01:22 pm UTC (link)
Да, отдельное спасибо за ссылку. Кое-что уже накопал

(Reply to this) (Parent)


[info]lemuel55
2007-08-16 12:31 pm UTC (link)
Спасибо! Вы тоже с Петроградской? Ведь что за чорт, до сих пор не возвращены Широкая, Б и М Дворянская, Б и М Вульфовы... да полно названий!Разговоры остались разговорами. Только Уфимские улицы и могут придумывать.

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2007-08-16 12:48 pm UTC (link)
В каком-то смысле. Мои предки там жили в XIX - первой половине XX века:).

Про возвращение названий полностью согласен. Но вроде бы есть некие подвижки.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]lemuel55, 2007-08-16 12:50 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-08-16 12:56 pm UTC
(no subject) - [info]lemuel55, 2007-08-16 01:00 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-08-16 01:25 pm UTC
(no subject) - [info]lemuel55, 2007-08-16 01:27 pm UTC

[info]nosovs
2007-08-16 02:23 pm UTC (link)
Всю жизнь живу рядом с садом, его закрыли на ремонт, повесили информационную табличку на забор, и вот узнаю, что это, оказывается, сад им. маршала Говорова. С каких пор, интересно? Возможно, тоже недавнее наречение.

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2007-08-16 05:27 pm UTC (link)
Не знаю, честно говоря. Но думаю, название раньше появилось. Попробую выяснить.

(Reply to this) (Parent)


[info]tasja_
2007-08-16 02:56 pm UTC (link)
Интересно, а кто нибудь думает о благозвучии названий? Пер. Усыскина и ул Электропультовцев... Ведь их произносить надо часто людям, что там живут или работают...

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2007-08-16 05:32 pm UTC (link)
Ну... ул. Электропультовцев в промзоне находится, так что никто там не живет. А пер. Усыскина - восстановление старого топонима, который когда-то существовал в этом районе (но это был другой проезд), память о погибшем летчике... Но вообще-то, конечно эти Электропультовцы - почти шедевр:)

(Reply to this) (Parent)


[info]qwercus
2007-08-16 06:08 pm UTC (link)
работы кукушкиной вы разумеется знаете
и топонимическая энциклопедия вот недавно вышла
могу сказать где продается

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2007-08-16 06:50 pm UTC (link)
Да, топонимическая энциклопедия у меня есть. Я собственно этот перечень и сделал, чтобы ее обновить, - у меня издание 2002 года

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]qwercus, 2007-08-16 07:00 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-08-16 07:07 pm UTC
(no subject) - [info]qwercus, 2007-08-16 07:24 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2007-08-17 07:36 am UTC
(no subject) - [info]qwercus, 2007-08-17 07:56 am UTC
и еще - [info]qwercus, 2007-08-17 08:00 am UTC
Re: и еще - [info]isl, 2007-08-17 08:17 am UTC
самое главное - [info]qwercus, 2007-08-16 07:25 pm UTC
Re: самое главное - [info]isl, 2007-08-17 07:37 am UTC
(no subject) - [info]r_p, 2007-08-19 09:05 am UTC
(no subject) - [info]qwercus, 2007-08-19 11:41 am UTC
(no subject) - [info]r_p, 2007-08-19 11:44 am UTC
Прежние тексты
[info]nosovs
2007-08-16 10:50 pm UTC (link)
Прошу прощения за самоцитат - не удержаться.

«…Отлучаясь от Московского проспекта в районе Московских ворот, к другим достопримечательностям она не вела. Был, правда, мост над железнодорожными путями, который Ташкентская улица причудливо делила с другой – Малой Митрофаньевской; обе, отклоняясь от основных направлений, скользили по насыпям навстречу друг другу, чтобы, совокупившись на мосту, снова разбежаться в разные стороны.
Борис Петрович, когда шел в гости к Щукину, всегда поражался этому обстоятельству: да есть ли еще в мире мост, сразу принадлежащий двум улицам?..»

«Грачи улетели». Там про Ташкентскую улицу немного, промзону и все такое...
Отдельной книгой издано в 2005, а в 2006, как Вы сообщаете, вернули отрезку Ташкентской за мостом -словно в ответ моему Борису Петровичу - историческое название Старообрядческая улица. Стало быть, мост одной теперь улице принадлежит, Малой Митрофаньевской только. Ничего особенного... И текст уже не из нашего времени.

(Reply to this) (Thread)

Re: Прежние тексты
[info]isl
2007-08-17 07:33 am UTC (link)
>Там про Ташкентскую улицу немного, промзону и все такое...

Когда мне давали почитать Вашу книгу, то охарактеризовали ее примерно так: "про математика, преподающего историю города" - я как раз тогда был в такой ситуации:).

Тогда, в частности, обратил внимание на этот фрагмент про мост, но сейчас не сообразил и не вспомнил. Спасибо.

И за книжку - совсем другое - спасибо (хоть, наверное, и не очень хорошо так вот как бы мимоходом благодарить за книги).

(Reply to this) (Parent)

Re: Прежние тексты
[info]qwercus
2007-08-17 01:26 pm UTC (link)
скоро все это будет по-другому.
где можно почитать вашу книгу?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Прежние тексты - [info]nosovs, 2007-08-17 06:07 pm UTC

[info]pikkuvesi
2007-08-20 09:04 am UTC (link)
Спасибо! Очень познавательно:)))

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2007-08-20 10:15 am UTC (link)
Пожалуйста:)

(Reply to this) (Parent)


[info]i_crust
2007-10-01 04:20 am UTC (link)
Станции метро вы берете не по дате открытия, а по какой-то другой логике?

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2007-10-01 09:36 am UTC (link)
По датам официальных постановлений о наименовании.

(Reply to this) (Parent)


[info]tilma_s
2008-01-03 03:25 pm UTC (link)
Нашла любопытный текст, не знаю, собираете ли Вы такое: http://www.ruthenia.ru/folktee/CYBERSTOL/I_AM/microtop.html

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2008-01-03 03:43 pm UTC (link)
Петербург, а тем более топонимика, а тем более 20-й век, а тем более 70-е годы интересуют меня во всех проявлениях:). Я этот текст видел, но все равно спасибо, потому что ссылку не сохранил в свое время, а сейчас вот и сохраню. Если вдруг еще что попадется интересное - смелее кидайтесь в меня ссылками, ежели не будет трудно:). За всем ведь не уследишь.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]tilma_s, 2008-01-03 06:06 pm UTC
(no subject) - [info]isl, 2008-01-03 08:31 pm UTC

[info]dima1989
2009-12-17 07:25 pm UTC (link)
Лихачёва явно обделили - дали какую-то аллею, хотя знаменитый академик заслуживает улицу другого масштаба. Против площади напротив Пушкинского Дома ничего не имею.

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2009-12-18 10:14 am UTC (link)
Историю с наименование аллеи и площади в честь Лихачева я в свое время разбирал:
http://isl.livejournal.com/166004.html

(Reply to this) (Parent)


(71 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…