I.S.L. ([info]isl) wrote,
@ 2008-01-30 22:14:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:искусство улиц и площадей, марсианское, очерки, старые картинки, фрагменты

Искусство улиц и площадей. Часть I. Эволюция трибуны
Развивая тему недавнего поста.

Предлагаемая подборка фотографий не претендует на полноту — это, главным образом, результат проглядывания сайта ЦГАКФФД СПб. Тем не менее результаты этих поисков оказались довольно интересны. По крайней мере, они заслуживают того, чтобы предварить их небольшым вступлением. Не столько даже очерком, сколько наметками. Часть фотографий уже была в моем журнале, тем не менее повторю их тут.

С самого начала большевистская власть стала использовать городскую среду как площадку для агитации и пропаганды. При этом воздействие производилось по самым разным направлениям. С одной стороны город представлял большую аудиторию в самых разных ситуациях — от общегородских митингов до трамвайных вагонов и рынков (также использовавшихся для агитации). С другой — служил источником примеров для демонстрации классового неравенства в начальные годы советской власти или успехов социалистического строя в последующие годы. (Сохранилась любопытная запись «инструктажа» агитаторов, проводившегося В.Володарским: «...Учитесь разговаривать со всяким, везде и по любому поводу... Завязал разговор с кем-либо на улице — посмотри кругом. Ну вот мостовая: плохая мостовая за Нарвской, грязь непролазная... Почему в рабочем районе одно, а в центре, где живет буржуазия, - другое? Вот тебе и тема для разговора! И тяни ты эту мостовую до вопроса о том, кто виноват в этом, кому это на пользу...» Эта цитата показывает, насколько творчески относились большевики к делу агитации в первые годы.)

Довольно быстро властями была осознана и возможность воздействия на сознание непосредственно городской средой (декрет «О памятниках республики» вышел уже в апреле 1918 года). При этом можно выделить два главных способа, просуществовавших все время существования советской власти. Первый — трансформация или декорирование самого города для нужд пропаганды, т.е. создание памятников, городской скульптуры, оформления — праздничного и повседневного, построение идеологической топонимии. Второй — использование городской среды как место действия театральных или ритуальных действий (парадов, демонстраций, общегородских праздников, спектаклей). При этом воздействие осуществлялось как на самих участников, так и на досужих зрителей.

Изначально дело оформления города захватили в свои руки футуристы и представители других «левых» течений. Однако партия вовсе не собиралась оставаться в стороне. К.Цеткин вспоминала слова Ленина: «Но, понятно, мы — коммунисты — мы не должны стоять, сложа руки, и давать хаосу развиваться, куда захочешь. Мы должны вполне планомерно руководить этим процессом и формировать его результаты». Сами вожди, воспитанные главным образом на традиционном искусстве прошлого с недоверием относились к авангардным течениям, усматривая в них не классовую, а «богемную революционность» (по выражению Троцкого). Исполком Петросовета уже в апреле 1919 года в связи «с жалобами из районов на футуристическое засилие, наблюдавшееся на всех наших предыдущих празднествах» постановил: «Ни в коем случае не передавать организацию первомайского празднества в руки футуристов из отдела изобразительных искусств». И хотя проведением праздников продолжали заниматься в большинстве совем те же люди, контроль над ними обеспечил более «приближенные к массам» формы оформления. Т.о. первоначальный творческий импульс стал помещаться в более строгие рамки, что и стало одной из причин деградации уличного искусства.

Первая подборка фотографий будет посвящена как раз этому театральному и ритуальному аспекту пропагандистского использования городской среды. Причем вполне конкретному вопросу — эволюции трибун, возводимых в дни городских торжеств. Трибуны — явление регулярное, фиксировавшееся из года в год. Первоначально не были определены ни их классическое местоположение на Дворцовой площади, ни, собственно, само основное место проведения торжеств. Главным центром сначала служила площадь Жертв Революции (Марсово поле), и лишь потом он сместился на площадь Урицкого. При этом менялось оформление, связь с рабочим пространством ритуала, присутствующие на трибуне, их состав, стиль, количество. Можно, пожалуй, отметить, что постепенно трибуны эволюционировали сначала в сторону большей торжественности и декоративности, затем — в сторону строгости и отделенности. Импровизированные трибуны (например, автомобили) исчезают. Сборные трибуны начинают использоваться из года в год. Присутствующие на трибунах из центральных участников спектакля превращались в главных и единственных зрителей, их число сокращалось, а сами трибуны превращались из центральной декорации в почетную ложу.

Ссылки по теме:
Праздники военного коммунизма
Ленинский план монументальной пропаганды
Первая годовщина октябрьского переворота
Спектакль "Взятие Зимнего дворца" (1920)
Первая волна переименований


1918 год. Вид трибуны во время празднования годовщины Октябрьского вооруженного восстания.


Выступление Зиновьева на Дне Красной винтовки.
12 января 1919 г.


Г.Е.Зиновьев (в центре), Б.П.Позерн (слева от Зиновьева) и другие на трибуне площади Жертв революции во время празднования 1 Мая.
1919 г.


Колонны демонстрантов проходят мимо трибуны на Дворцовой площади. На трибуне Г.Е.Зиновьев.
[1923 г.]


Г.Е.Зиновьев (в центре) на центральной трибуне во время парада на площади Урицкого.
1925 г.


Группа лиц на главной трибуне на Дворцовой площади. 3-й справа М.И.Калинин.
8 сентября 1925 г.


Трибуны на площади Урицкого во время первомайской демонстрации.
1 мая 1926 г.


Представители общественности и дети на трибунах во время парада на VIII Международной Детской неделе. 4-й слева - С.М.Киров.
1928 г.


Группа руководящих работников Ленсовета на трибуне во время демонстрации, посвященной празднованию 10-летия ВЛКСМ на площади Урицкого. В центре группы Зиновьев (2-й слева), Струппе и др.
1928 г.


Вид на трибуны во время парада на площади Урицкого на праздновании 1 мая. На трибуне в центре М.И.Калинин и С.М.Киров.
1929 г.


М.И.Калинин (слева), представители общественности города и военные на трибуне во время парада на праздновании 1 мая.
1929 г.


С.М.Киров на трибуне (в центре).
1929-1930.


С.М.Киров (слева) на трибуне в группе представителей общественности города во время демонстрации на площади Урицкого.
1930 г.


Председатель Ленгорисполкома И.Ф.Кодацкий (справа), представители общественности города и командования Ленинградского военного округа на трибунах на площади Урицкого.
1 мая 1931 г.


Трибуна к 1 мая 1931 года.


С.М.Киров (справа) на трибуне во время демонстрации.
1932.


С.М.Киров на трибуне (3-й слева) на площади Урицкого.
1932.


С.М.Киров (слева) на трибуне на площади Урицкого в день празднования 1 Мая.
1932.


На трибуне на площади Урицкого: Белов, Медведь, Смородин, Майя Смородина, Киров, Чудов, [Капиров], Позерн, Кузьмин и другие.
1932.


Вид правительственной трибуны на площади Урицкого на праздновании XVI годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции. В центре С.М.Киров.
1933 г.


С.М.Киров (в центре) на трибуне.
1934 г.


А.А.Жданов (в центре) на трибуне на площади Урицкого в день празднования [1-го мая].
после 1934 г.


Группа представителей городских и общественных организаций на трибуне во время физкультурного парада на площади Урицкого. 5-й слева: Маршал СССР, народный комиссар обороны СССР К.Е.Ворошилов, 6-й слева: секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП/б/ А.А.Жданов.
1935 г.


А.А.Жданов, Угаров, Шестаков с представителями общественности на трибуне.
1936 г.


В следующем сюжете (если хватит сил и желания) мы спустимся с трибун вниз - к участникам сих сакральных мероприятий.




(22 comments) - (Post a new comment)


[info]_mbp_
2008-01-30 07:51 pm UTC (link)
"Г.Е.Зиновьев (в центре)" - это тот маленький, в центре?;)

Не знаю, как твоего, а желания читателей достаточно.

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2008-01-30 09:12 pm UTC (link)
:)

(Reply to this) (Parent)


[info]sart27
2008-01-30 09:08 pm UTC (link)
Исключительно интересно. Спасибо. Как-то доминирует свастика на фотографии 31 года, ничего подобного не представить десятилетие спустя.

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2008-01-30 09:14 pm UTC (link)
Кажется, было даже специальное распоряжение Совнаркома с запретом использования свастики в советской символике.

(Reply to this) (Parent)


[info]tilma_s
2008-01-30 09:45 pm UTC (link)
Спасибо, потрясающе интересно!
Не знала, что еще при жизни Ленина его портреты уже включались в пропагандистское оформление. И такое активное использование свастики в это время (вспоминаю предыдущий пост) тоже для меня необычно (это, конечно, по незнанию истории). Интересно, до какого года "продержались" сюжеты со свастикой. Вероятно, в те годы этот символ наполнялся несколько иным смыслом, чем позднее...

Обращает на себя внимание и разный Зимний, состояние фасада: сначала очень плох, в 1928 г. - уже подновлён...

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2008-01-30 10:08 pm UTC (link)
Портреты Ленина стали включаться почти сразу в агитацию и весьма активно. Присваивалось его имя - уже в 1919 г. был создан агитпоезд им. Ленина. Более того, первый памятник Ленину в Петрограде появился в 1923 году (правда, Ленин был уже к тому времени нефункционален). Так же и улицы переименовывались в честь него еще до смерти (Широкая в ул. Ленина в 1923-м, Траурная - в ул. Ульянова (ныне ул. Александра Ульянова) в 1922-м - правда, там не совсем понятно, в честь кого из братьев названа была первоначально, но видимо все-таки в честь Ленина (я об этом писал когда-то)).

Что до других вождей, то их имена присваивали тоже направо и налево, и портреты развешивались повсеместно. Причем часто с их согласия. Когда какой-то кинотеатр городской решили назвать в честь Зиновьева, он лично наложил резолюцию в классическом бюрокартическом стиле: "Не возражаю. Г. Зиновьев"

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tilma_s
2008-01-30 10:27 pm UTC (link)
Спасибо за комментарий, как быстро, однако, сложилась эта система "увековечивания" вождей... Хотя, вероятно, это было необходимо для упрочения нового режима...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]isl
2008-01-30 10:34 pm UTC (link)
Там вообще все стремительно формировалось - система льгот и привелегий, катастрофический бюрократизм (гораздо хуже дореволюционного) и нескончаемые межведомственные конфликты и просто бардак, высочайший уровень коррупции и злоупотреблений с "отмазыванием" своих... Это все дал первый год советской власти. И фактически многое из того, что мы сейчас имеем, имеет свои корни в 1918-м.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tilma_s
2008-01-30 10:56 pm UTC (link)
Да, безусловно, время чрезвычайно важное для изучения...
Все время думаю об этом тяжелом, болезненном перерождении, появлении этого пресловутого "нового" "советского" человека... И ведь появился же...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]isl
2008-01-30 11:02 pm UTC (link)
Да, формирование "нового человека" - это очень интересная тема. В свое время, когда вел факультатив для школьников по истории города, сочинил на эту тему недурную лекцию...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tilma_s
2008-01-30 11:06 pm UTC (link)
А Вы не практикуте выкладывание недурных лекций в журнале? :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]isl
2008-01-30 11:08 pm UTC (link)
Из них очерки иногда вырастают:)
Та лекция была даже записана, но не мной и запись потерялась:(

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tilma_s
2008-01-30 11:21 pm UTC (link)
Жалко, что потерялась... А может и вспомнится еще когда-нибудь :)

(Reply to this) (Parent)

Думаю, что гораздо раньше :-)
[info]palmira
2008-03-06 09:18 am UTC (link)
>И фактически многое из того, что мы сейчас имеем, имеет свои корни в 1918-м.

Думаю, что гораздо более глубокие:-)

(Reply to this) (Parent)


[info]periskop
2008-01-30 09:51 pm UTC (link)
Ценная подборка, спасибо за труд. Кое-что себе в архив свистну.

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2008-01-30 10:09 pm UTC (link)
Пожалуйста.

(Reply to this) (Parent)


[info]canoe_ride
2008-01-30 11:39 pm UTC (link)
мощно. А на первой фотографии вокруг Александровской колонны почти совсем каток:))

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2008-01-30 11:46 pm UTC (link)
Да, действительно. Только, кажется, с гораздо большим вкусом... Ну так Анненков оформлял, кажется.

(Reply to this) (Parent)


[info]tu2_167
2008-02-05 08:47 pm UTC (link)
Что-то напутано с датами на границе 20-х 30-х, ибо вот на этой фотографии
http://www.photoarchive.spb.ru:9090/www/getImage.do?object=2000769376&original=1 и этой
http://www.photoarchive.spb.ru:9090/www/getImage.do?object=2000774596&original=1 он красный, а тут
http://www.photoarchive.spb.ru:9090/www/getImage.do?object=2000774151&original=1 уже нет, хотя 1928 :)))

надо быть работникам архива внимательней.. :)))

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2008-02-05 08:49 pm UTC (link)
да, похоже на то. ну у них часто ошибки встречаются.

(Reply to this) (Parent)


[info]idelsong
2009-04-24 10:43 am UTC (link)
Посмотрите, пожалуйста, я попробовал обозреть роль головного убора.

http://idelsong.livejournal.com/148788.html

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2009-04-24 11:47 am UTC (link)
Спасибо, интересно!

(Reply to this) (Parent)


(22 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…