I.S.L. ([info]isl) wrote,
@ 2008-02-01 03:56:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:искусство улиц и площадей, марсианское, очерки, старые картинки, фрагменты

Искусство улиц и площадей. Часть II. Участники ритуала
Спускаясь в ряды демонстрантов, следует помнить одну вещь. В отличие от ситации стабильного общества, когда митинги и демонстрации являются прежде всего средством выражения уже сформировавшихся позиций, ситуация революционная поощряла использование таких форм массовых мероприятий для пропагандистского воздействия. В эволюции советской системы явно заметен постепенно возникающий конфликт. Советская власть унаследовала из ранних лет своего существования представление о пропагандистской эффективности демонстраций. Однако по мере стабилизации общества эта эффективность падала. Пока значительная часть населения разделяла официальную идеологию, демонстрации еще могли служить ритуалом выражения мнения, поддержки. Однако когда в поздний период коммунистическая идеология стала терять свои позиции эти формы все больше превращались в бессодержательный обряд, тягостную ежегодную повинность. Уловить эту метаморфозу правящие классы не смогли, возможно из-за медленной скорости ее совершения.

Один из основных методов ранней большевистской агитации — митинги — довольно быстро приобрел и другое значение, праздничное и сакральное. Первоначально процесс этот был стихийным. Так Луначарский вспоминал один из больших митингов в цирке Модерн («чтобы дать отпор буржуазной скверне, спеши, товарищ, на митинг в Модерне») октября 1917 года. В зале погасло электрическое освещение, в огромном помещении горела только одна керосиновая лампа у трибуны и всыхивали огоньки многочисленных папирос. «Ораторы бросали... слова в эту звездами вспыхивавшую темноту. Слушатели же видели только с одной стороны освещенную фигуру оратора и его терявшуюся в полутьме жестикуляцию. Вероятно, благодаря темноте митинг шел с напряженной торжественностью. Полная тишина и вдруг взрывы дружных рукоплесканий. И опять тишина, словно в огромном зале нет никого. Когда мы выходили, один товарищ, приехавший из провинции, сказал: «Это уже не митинг, а священнодействие какое-то»».

Митинги стали повседеневностью города. С октября 17-го по февраль 18-го в городе состоялось около 600 митингов. За первые три месяца 1919 годабыло проведено 29 общегородских митингов, 203 районных и 204 красноармейских. Театрализация обстановки выявляла и подчеркивала сакральный смысл просиходящего ритуала. Очень быстро эта театрализация стала осознанной и намеренной. Приобретая театральные и ритуальные черты, митинги стали одной из новых форм общенародных празднеств.

В следующей части я собираюсь остановиться на декорациях этих спектаклей. А здесь будут представлены иллюстрации того, как театральные элементы становились героями действа. Уже с 1919 года в колонны демонстрантов стали внедряться «колесницы» - агитационные автомобили или повозки. Очень скоро эти «колесницы» стали передвижными сценами для различных инсценировок и «живых картин». В рамках демонстарции устраивались карнавальные шествия, в которых участвовали профессиональные актеры, изображавшие «буржуев» и «врагов революции». Большое разнообразие приобретали и плааты и лозунги в руках демонстрантов, тем более что в их создании принимали участие профессиональные художники.

Театрализация достигла своего апогея в 1920-м году, когда стали организовываться массовые спектакли под открытым небом с участием тысяч людей. Одну из таких постановок описывала секретарь Бертрана Рассела: «Я и не предполагала, что в наши дни может быть поставлено нечто вроде средневековой мистерии. Это была фактически мистерия, предназначение которой, уготованное ей высшими жрецами коммунистической веры, - наставлять народ... Спектакль в целом производил почти опьяняющее воздействие. Первое появление народных масс вызывало ощущение молчаливой и терпеливой силы, движущейся к какому-то пределу, а бешеный восторг пляшущей толпы возбуждал почти до экстаза. Зрелище продолжалось пять часов, если не больше, и приводило к эмоциональному истощению — говорят такое же воздействие оказывали средневековые мистерии».
Такой накал действа, когда участником спектакля ощущал себя каждый присутствующий, сохранялся только в годы военного коммунизма. С облегчением положения терялась и страсть. 1 мая 1921 года еще состоялось несколько инсценировок, но все они носили характер представлений под открытым небом. Попытки в 1920-х годах возродить «мистерии» не увенчались успехом. Произошло разделение на героев и статистов. Можно даже найти аналог «кордебалета» - если вспомнить массовые спортивные празденства 1930-х: зрелища приобретали регулярность и упорядоченность — в противовес ранней стихии. Большую роль приобрели парады и организованные шествия.

Если пытаться выделить основные формы празднеств и ритуальных актов, то можно предложить следующий их перечень: митинги и демонстрации, массовые зрелища театрального характера (в т.ч. спортивные), субботники (сочетавшие в себе и формы ритуала, и черты праздника, например, эмоциональную преподнятость, и средство агитации), похороны и годовщины смерти (приобетавшие тоже черты праздника, как это было, например, со столетней годовщиной гибели Пушкина), встречи. О каждой из этих форм можно было бы составить отдельный очерк, но время позднее, а я и так сегодня целый день упражнял голосовые связки в общении со школьниками, а посему умолкаю и предоставляю говорить дальше фотодокументам.

Спасибо [info]_mbp_ за помощь в подборке фотографий. Возможно, этот фоторяд будет продолжен, однако сейчас этому препятствуют некоторые технические трудности.


Колонна моряков с макетом корабля на демонстрации на Марсовом поле.
1 мая 1919 г.


Колонна участников похорон члена ВЦИК и Петрогубисполкома С.П.Воскова.
20 апреля 1920 г.


Агитационный автомобиль и колонна красноармейцев-демонстранцев на Дворцовой площади.
1 мая 1920 г.


Посадка деревьев на площади Жертв Революции во время Всероссийского субботника.
1 мая 1920 г.


Конная красноармейская часть I-го Конного Петроградского полка у Фондовой биржи во время инсценировки, устроенной в честь приезда в Петроград членов II конгресса Коминтерна.
19 июля 1920 г.


Группа участниц субботника за разгрузкой бревен.
1920 г.


Сбор денег голодающим в Поволжье в Екатерининском саду агитколлективом кинотехникума и школы экранного искусства.
1921 г.


Колонна трудящихся Петрограда, идущих возложить венки на могилу М.С.Урицкого в день 3-й годовщины со дня его убийства.
30 августа 1921 г.


Колонна подростков, идущих на площадь Жертв Революции возложить венки на могилу М.С.Урицкого в день 3-й годовщины со дня его гибели.
30 августа 1921 г.


Колонна Петроградского комитета РКП (б) с оркестром и знаменами, пришедшая возложить венки на могилу М.С.Урицкого на площади Жертв Революции
30 августа 1921 г.


Колонна рабочих завода "Красный треугольник" с макетом галоши на площади Жертв Революции во время первомайской демонстрации.
1 мая 1921 г.


Митинг у могил жертв революции. На трибуне в центре Г.Е.Зиновьев.
20 июня 1922 г.


Агитационный автомобиль на углу проспекта 25 -го Октября и улицы 3-го Июля.
1мая 1924 г.


Демонстрация работников газет на площади Урицкого.
1 мая 1924 г.


Начало игры в «живые шахматы» на площади Урицкого.
20 июля 1924 г.


Выступление агитационного фургона на Аничковом мосту во время празднования «Дня металлиста».
24 августа 1924 г.


Соратники М.С.Урицкого склоняют знамя над его могилой в 6-ю годовщину со дня гибели М.С.Урицкого на площади Жертв Революции.
30 августа 1924 г.


Агитационный автомобиль с бюстом В.И.Ленина на первомайской демонстрации на проспекте Володарского.
1 мая 1925 г.


Торжественная встреча ледокола "Красин" в ленинградском порту; вид с берега.
1928 г.


Антирелигиозное оформление колонны демонстрантов Смольнинского района.
1 мая 1932 г.


Плакат безбожников Петроградского района
1 мая 1932 г.


Выступление мужской команды спортсменов на площади Урицкого.
1932 г.


Прохождение танков во время первомайского парада на площади Урицкого.
1 мая 1933 г.


Рабочие завода "Красный гвоздильщик" на пристани Васильевского острова встречают прибывшего на теплоходе "Смольный" писателя Анри Барбюса.
27 июня 1933 г.


Колонны ленинградцев проходят во дворец Урицкого для прощания с телом С.М.Кирова.
1934 г.


Колонна участников пионерского похода в противогазах.
1935 г.


Колонна физкультурников на площади Урицкого во время празднования XXI годовщины Международного юношеского дня.
1 сентября 1935 г.


Колонна физкультурников на площади Воровского (на шаре со знаменем [студентка восточного института имени Енукидзе] О.М.Котова.
1 сентября 1934 г.


Встреча героев Арктики - папанинцев, Героев Советского Союза - И.Д.Папанина, Э.Т.Кренкеля, П.П.Ширшова и Е.К.Федорова на Международном проспекте.
март 1938 г.



Искусство улиц и площадей. Часть I. Эволюция трибуны.




(32 comments) - (Post a new comment)


[info]sart27
2008-02-01 01:54 am UTC (link)
Не оторваться! Совершенно потрясающе. Хочу такую книгу!!! Она у Вас уже почти получилась, не думаете ли о возможном издании?

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2008-02-01 10:42 am UTC (link)
Не думал. Если честно, совсем не представляю, что нужно для издания, никогда ничего не издавал.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sart27
2008-02-01 11:20 am UTC (link)
Можем поговорить, если Вас заинтересует, по e-mail-у.

(Reply to this) (Parent)


[info]sagittario
2008-02-01 08:42 am UTC (link)
а бюст Ленина значит с первого же года по его сметри приобрел каноническую форму).. совершенно не изменился..
Вообще потрясающие фотографии.. Занес в избранное.. Буду время от времени просматривать).. Спасибо!

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2008-02-01 10:43 am UTC (link)
Да, образ быстро оформился. В общем-то, там всё быстро складывалось - я об этом писал в комментарих к прошлой части: http://isl.livejournal.com/213969.html?thread=1227217#t1227217

(Reply to this) (Parent)


[info]periskop
2008-02-01 10:09 am UTC (link)
Шикарно! Вы не обманули мои ожидания с подборками.
Изучаю эволюцию, очень интересно. Неизвестный современным людям пласт.
Я думаю, часть архивных снимков этой тематики перепощу у себя, со ссылкой на вашу полную подборку, дабы инициировать более активное столкновение мнений. Ок?

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2008-02-01 10:45 am UTC (link)
Да, конечно. Я ж для того и делал, чтобы увидели:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]periskop
2008-02-01 01:47 pm UTC (link)
Вот и отлично! Вторая часть вышла вообще сильная.

(Reply to this) (Parent)


[info]porvin
2008-02-01 12:02 pm UTC (link)
Какая уж тут пассионарность, если советское государство все время путало содержание и стиль работы! Диссонанс выходил на деле-то, самый, что ни наесть (напить) когнитивный.
На уровне сознания было одно, а коллективное бессознательное слабло и раж массам не сообщало - неспроста! Надо было уточнять идеалы и искать искреннее вдохновение - но редкое государство до этого доходит в своей дерюжной ригидности! Так ему и надо!
А вся самая что ни наесть (нагрызть) неправда началась с самых первых декретов Советской власти. А потом уже инверсия, инверсия, инверсия....

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2008-02-01 08:40 pm UTC (link)
Ничего не понял:)

(Reply to this) (Parent)


[info]tilma_s
2008-02-01 10:21 pm UTC (link)
Опять под очень сильным впечатлением, спасибо!!

Не знаю, к месту ли - припомнился фильм "Собачье сердце". Бортко, кажется, очень хорошо прочувствовал и показал эту ритуально-сакральную сторону митингов. Помните сцены собраний домкома - "Суровые годы проходят в борьбе за свободу страны..." Там, конечно, свой угол зрения был на то время, но картинка очень убедительная вышла. Речь как раз о двадцатых годах...

Пыталась вспомнить, каковы были традиции оформления шествий и торжеств до 1917-го года. Было бы, наверно, любопытно сравнить. Как я понимаю, агитационная сторона мероприятия равнялась великоподданнической, на первом месте была парадность...

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2008-02-01 10:50 pm UTC (link)
Фильм помню плохо, поэтому не берусь судить.

До революции праздники гораздо реже выходили на улицы - по крайней мере, не в таких масштабах, и в ином качестве. Чаще всего они были тесно связаны с Церковью (молебны, крестные ходы), но это нельзя назвать агитацией в чистом виде, пожалуй. Т.е. вряд ли кого можно привести к вере таким способом, хотя, конечно, их проведение сказывалось на умонастроениях. Но молебны ведь проводились не ради агитации, вот что главное. А митинги - именно ради нее.

Из масштабных городских праздников начала XX века приходят в голову всего только 200-летие города и 300-летие династии Романовых(и ряд других исторических праздников поменьше, 200-летие Полтавы, например, или 100-летие Бородина). Да, таким образом поддерживался патриотизм, но даже, скажем, идеология самодержавия пропагандировалась косвенно, а не прямо. Через историю и контекст, скажем так. Пожалуй, юбилей династии Романовых нес в себе некий агитационный заряд, но это скорее исключение.

Еще можно вспомнить торжественные встречи иностранных делегаций, например, визиты французских президентов. Город красочно оформлялся, в какой-то степени это было пропагандой союзнических отношений, но целью тут было все-таки в первую очередь создать праздничное настроение и выразить свое расположение гостям.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tilma_s
2008-02-02 12:59 am UTC (link)
Спасибо за комментарий, да, о том и речь - не в чистом виде агитация, безусловно, и не агитации ради. Надо было мне яснее выразиться :)
Любопытно было, какие элементы могли заимствоваться. Хотя тут, конечно, логичнее проводить сравнение с народным искусством и театром.

Кстати, наверняка сюжеты и образы "советской" агитации во многом наследуют сюжетам печатной продукции начала века (и времён первой мировой войны): политическая карикатура в периодике, карикатура и сатира на открытках, плакатах, лубках... Вообще, вероятно, первая мировая поставила дело пропаганды на новый уровень...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]isl
2008-02-02 02:17 pm UTC (link)
Нет, Вы знаете, не думаю, что в России Первая мировая стала периодом бурного развития методов пропаганды. Насколько я могу судить на основании просмотра дореволюционных массовых журналов, по крайней мере.

В какой степени большевики наследовали... это очень сложный вопрос. Ведь они очень многое строили на демонстративном отрицании и разрушении - а это, в каком-то смысле, тоже наследование. Привнесли они очень много. Вот, например, с самого начала - первые декреты Совнаркома. Над большевиками смеялись из-за их невыполнимости. Но они и не ставили целью непременно добиваться выполнения - это была форма агитации, способ в простой форме донести свои идеи до как можно более широкого круга. Это ведь новый для России способ был пропаганды. Ну и довольно много таких примеров можно привести.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tilma_s
2008-02-02 11:26 pm UTC (link)
При всём уважении - не стала бы делать выводы, основываясь только на дореволюционной периодике. Новое слово в пропаганде и агитации было сказано не столько в периодике, сколько в другой тиражируемой печати. Уже поминавшиеся плакат, открытка, лубок, сюда же и листовка. Глянула коротко про это, попробую здесь сжато изложить (главным образом, о плакате).

Впервые, пожалуй, к началу войны возникла необходимость обращения непосредственно к "массам". (Тут, конечно, отдельная большая тема о том, как эти самые "массы" начинали складываться.) Был найден (использован по-новому) яркий и доступный способ воздействия, консолидации, донесения нужного "сообщения" - плакат, который до того существовал в другой ипостаси (торговая реклама, благотворительная и театральная афиша.) Новыми темами заполнились и доступные к массовому распространению открытка и лубок. (Открытка иногда дублировала изображение плаката, но у неё был и свой, отличный репертуар сюжетов.)

Вот один из примеров: в самом начале войны Л. Пастернак (отец поэта) создал плакат «На помощь жертвам войны». Плакат был расклеен по Москве и неожиданно получил сильнейший отклик. Сам художник вспоминал: «Я никогда и представить себе не мог того успеха, который выпал на долю этого плаката, когда он был расклеен по всей Москве в день сбора пожертвований. Толпы стояли перед ним, бабы плакали…» Создаются плакаты разного содержания (военные займы, пожертвования, помощь раненым, помощь воинам, плакаты-карикатуры на противника и т.п.) Посмотреть коллекции плакатов можно здесь:
http://poster.genstab.ru/ww1_rus01.htm
http://www.warposters.narod.ru/Post_rus/post_rus1.htm

В плакатах, открытках, лубках времён первой мировой я как раз вижу рождение нового "агитационного" импульса, который потом был развит уже в послереволюционное, советское время (и собственно в плакате и в агитационно-политическом искусстве вообще).(Конечно, велико значение и традиций народного театра и площадного искусства, это отдельная большая тема.)

Это я всё к чему :) Хочется поставить "новое" в исторический контекст, понять, что же было действительно "нового", как трансформировалось и чем питалось искусство пропаганды советского времени...
Спасибо Вам еще раз за интереснейшие посты, с Вашей помощью картина начинает вырисовываться :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]isl
2008-02-03 12:37 pm UTC (link)
Возможно, Вы правы, не берусь судить:). Единственно, что не уверен, что феномен агитплаката появился именно в первую мировую.

Вот Вам фотография еще одна, в благодарность за разговор:)

Сбор средств для армии артистами Троицкого театра "Миниатюр" под лозунгом "артист-солдату". 5 декабря 1914 года.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tilma_s
2008-02-03 08:39 pm UTC (link)
Действительно, Вы правы, плакат в новом "агитационном" качестве появился несколько раньше - уже в Русско-Японскую войну. Но расцвет его пришёлся именно на первую мировую, причём во всех странах-участницах одновременно... Видимо, это был в большой степени общий мировой процесс - появление новых форм пропаганды, адресованной к массам. Очень любопытны американские плакаты того времени. Для меня, кстати, было откровением, что дядюшка Сэм в цилиндре и звёздочках - образ, придуманный не нашими карикатуристами, а родной американский типаж, тиражированный на плакатах :)

Большое спасибо за ссылку, очень интересно!
Вот она - агитационная повозка с артистами, предшественница агитавтомобиля советского времени :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]isl
2008-02-03 09:21 pm UTC (link)
В каком-то из журналов времен Великой войны видел большую статью об английских агитационных плакатах. Если интересно, могу поискать и отсканировать.

Ну это не совсем агитационное, в прямом смысле - это способ сбора средств. Такие акции предпринимались и до войны с разными целями. Не помню, были ли там именно повозки, но подход схожий был.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tilma_s
2008-02-03 11:10 pm UTC (link)
Большое спасибо, пожалуйста, не ищите специально: интерес к плакатам, так сказать, сопутствующий :)(занималась открыткой и немного интересовалась другой печатной продукцией).

Ну да, агитируют собирать средства :)
Здесь на повозке солдат первой мировой, на фото из подборки - уже красноармеец (пишу по памяти, фотографии почему-то престали открываться, и-нет подтормаживает...)
Как раз это может быть примером того, как способы привлечения внимания (театрализация акции, мобильность артистической "бригады" на колёсах) позднее были взяты на вооружение, трансформированы и развиты в соответствии с новыми задачами уже советской пропаганды.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]isl
2008-02-03 11:19 pm UTC (link)
Ну, весь процесс "специального поиска" заключается в том, что мне надо сделать три шага до полки, взять стопку журналов и отыскать нужное. Так что если интересно - не проблем. Т.е., действительно, не проблема:)

По поводу театрализации - думаю, все проще. Просто левые художники, которые с энтузиазмом принялись строить новый мир, увлекались театром. Отсюда и выросли мистерии. Просто они получили возможность свое увлечение реализовать в гораздо больших масштабах и с радостью за эту возможность ухватились.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tilma_s
2008-02-03 11:56 pm UTC (link)
Тогда было бы интересно взглянуть, спасибо заранее :)

"Театральные" предпочтения художников - безусловно, важнейшая составляющая явления. И в самом театре много интересного происходило сразу после революции...

Кстати, о действах, когда-то, кажется, видела у Вас пост о шахматах на Дворцовой, ссылку не сохранила, о чём жалею. Хотелось бы ещё раз глянуть :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]isl
2008-02-04 12:33 pm UTC (link)
http://isl.livejournal.com/68195.html

Правда, мой сайт сейчас не работает, потому картинок в посте нет. А потом вот они:)




А еще одна фотография как раз в этой подборке.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tilma_s
2008-02-04 02:33 pm UTC (link)
О, спасибо огромное!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]isl
2008-02-04 07:54 pm UTC (link)
Пожалуйста. Я там очерк про плакаты выложил (ежели вдруг пропустили)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tilma_s
2008-02-04 10:46 pm UTC (link)
Нет-нет, не пропустила ни в коем случае, не смогла сразу ответить. Вот только сейчас удалось :)

(Reply to this) (Parent)


[info]tilma_s
2008-02-04 08:52 am UTC (link)
Ой, никакой это не солдат первой мировой :))

(Reply to this) (Parent)


[info]ptitza
2008-02-05 01:21 am UTC (link)
Нет слов! Спасибо большое!!

(Reply to this) (Thread)


[info]isl
2008-02-05 02:46 pm UTC (link)
Пожалуйста. Рад, что интересно.

(Reply to this) (Parent)


[info]gleb
2008-02-05 08:38 am UTC (link)
откуда они их всех сгоняли на эти хоронилища-погребалища??
а что дворцовая была урицкого? кашмар
а вот интересно - почему желтый интернационал?
я погуглил - это не еврейский
а просто оппортунистский
видимо, в те годы это была целая осмысленняа цветовая шкала - спектр - с переходными формами
а не токо красный, как сейчас осталось (два - еще коричневый)

(Reply to this) (Thread)


[info]schmalliott
2008-02-05 10:23 am UTC (link)
думаю, там имелась в виду жОлтая пресса

(Reply to this) (Parent)


[info]isl
2008-02-05 02:48 pm UTC (link)
А Невский - 25 Октября, Садовая - 3 июля и т.п.

Желтым его якобы назвал Ленин по аналогии с желтыми билетами проституток.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gleb
2008-02-06 03:12 am UTC (link)
Спасибо! Не знал, интересно

(Reply to this) (Parent)


(32 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…