I.S.L. (isl) wrote,
I.S.L.
isl

Categories:

К истории териокского православного прихода

Небольшой очерк, основанный на просмотре данных из метрических книг прихода Казанской церкви в Териоках. В числе его персонажей оказались участник выстрела "Авроры", российский новомученник, знаменитый географ, глава врангелевского правительства Юга России, а также архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин).

Первая православная церковь в Териоках во имя иконы Казанской Божией Матери была построена в 1880 году и первоначально была приписана к Райволовскому Николаевскому храму. В 1898 году в Териоках уже сложившимся постоянным русским населением был создан самостоятельный приход, который окормлял и заполнявших поселок в летнее время петербургских дачников. Разумеется, Казанская церковь была одним из центров «русской» жизни Териок1.



В последнее время краеведами, занимающимися историей дачных местностей на берегу Финского залива, ведется активный поиск имен тех, кто до революции жил в этих местах. С этой точки зрения метрические книги териокского прихода (как, впрочем, и других церквей, возникших в дачных поселках — Куоккале, Келломяках и т. п.) являются ценным источником, до сих пор, к сожалению, практически не задействованным. И даже беглый просмотр данных, имеющихся в них, позволил сделать находки, выходящие за рамки узко краеведческой тематики. Однако обо всем по порядку.

Приходской архив Казанской церкви сохранился, не смотря на бурные события как локального (пожары 1907 и 1925 года), так и глобального масштаба. Книги были эвакуированы и сейчас хранятся в провинциальном архиве города Миккели. Доступ к ним ограничен в связи с охраной персональных данных, однако информация за 1898-1909 годы представлена в виде электронной базы данных на сайте Генеалогического общества Финляндии (Suomen Sukututkimusseura)2. Попробуем посмотреть, что содержится, к примеру, в записях о крещениях за первые годы существования самостоятельного прихода.

Первая запись в этой книге относится к 17 мая 1898 года. В тот день в териокской церкви была крещена дочь крестьянина Павла Иванова, бывшего родом из деревни Коняшино Рясинской волости Старицкого уездаТверской губернии. Девочка, родившаяся за три дня до этого, получила имя Елена. К сожалению, узнать больше об этой семье пока не представляется возможным. Но уже в следующей записи в метрической книге содержатся сведения о фигуре более известной.

6 июля 1898 года была крещена дочь лейтенанта флота Михаила Александровича Элленбогена Мария. В то время М. А. Элленбоген служил на Балтике, был старшим офицером минного крейсера «Лейтенант Ильин». Он родился в 1858 году, образование получил в Морском училище, и вся его дальнейшая жизнь была связана со службой на флоте. Отметим, что по вероисповеданию Элленбоген был католиком, но поскольку женат он был на православной, то по действовавшему тогда законодательству дети их должны были быть крещены в Православии. (Вообще, стоит отметить, что в метрических книгах териокской церкви постоянно упоминаются лица, принадлежавшие инославным конфессиям3). Впоследствии М. А. Элленбоген дослужился до капитана 1-го ранга. Он умер в 1909 году и был похоронен на разоренном ныне католическом кладбище на Выборгской стороне в Петербурге4.

Перечислим еще несколько имен людей, указанных в метрической книге, личности которых не сложно установить поиском в Интернете. Например, 5 июля 1898 года была крещена дочь архитектора Павла Марсеру (1860 - после 1917-го), спроектировавшего несколько домов в Петербурге и владевшего магазином художественной майолики на Большой Конюшенной. 2 августа 1898 года сделана запись о крещении дочери Аркадия Германовича Пресса (Пресаса), юриста и писателя (о семье Прессов в Териоках см. небольшой очерк А. К. Молчанова5). 16 июля 1900 года здесь была крещена дочь Петра Петровича Шенка Елена. П. П. Шенк (1870-1915) был театральным композитором, дирижером и музыкальным критиком, работал в Дирекции императорских театров. 24 августа 1900 года состоялось крещение Дмитрия Черевина, сына отставного военного Александра Петровича Черевина (погибшего через пять лет во время Русско-Японской войны). Тут определенную известность приобрел уже сам Дмитрий: в 1917 году он служил на «Авроре», в т.ч. он был на борту крейсера 25 октября. В последствии он воевал в Красной армии и был награжден орденом Красного Знамени6. 24 августа 1901 года в церкви был крещен сын Николая Вячеславовича Богоявленского, русского дипломата и востоковеда.

Таков лишь краткий перечень обнаруженных имен. Но некоторые записи достойны особого внимания.

18 января 1900 года в териокском храме был крещен сын священника Свято-Троицкой церкви Линтульской женской общины Леонида Богоявленского. Впоследствии он стал протоиереем, был настоятелем нескольких петербургских соборов, играл после революции значительную роль в жизни Ленинградской епархии. О. Леонид был расстрелян в 1937 году и ныне прославлен как новомученник (память 10/23 ноября). А его сын, Николай Леонидович Богоявленский был архитектором. Во время войны он был ранен и скончался в госпитале в 1942 году7.


(Фотография с сайта Князь-Владимирского собора)

12 июля 1901 года здесь был крещен сын выдающегося русского географа Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского (1870-1942). В его обширных мемуарах, не так давно опубликованных, есть и подробное описание дачной жизни в Териоках, где он в частности описывает и крещение сына:
«... Наконец в 20-х числах июня нам пришлось пригласить в Териоки нашу петербургскую акушерку Федорову, и 27 июня утром у Веры родился третий сын - прехорошенький аккуратный веселый мальчик. Мы почему-то рассчитывали на дочь и не запаслись заранее мужским именем. Я поехал в Петербург к Вериной тетушке Олимпиаде Ивановне Поленовой (сестре В. И. Ламанского) и, сообщив ей радостную весть, попросил святцы. Порывшись в них, я остановился на имени Роман, никогда не бывшем ни в семье Семеновых, ни в семье Ламанских. Вере и всем родным это имя понравилось и было закреплено за новорожденным. Крестили его в Териоках. В крестные к нему мы пригласили брата Измаила и Верину сестру Настю, которая в это время жила вместе с Владимиром Ивановичем, Ольгой и Сережей в имении Кузнечихе Тверской губернии, в семье статистика Василия Ивановича Покровского. Ольга Владимировна в это время увлекалась его старшим сыном Иваном Васильевичем. Настя приехать не могла, и вместо нее на несколько дней приехала в Териоки к нам Ольга, но к крестинам опоздала. Она была настолько поглощена перепиской с И. В. Покровским, что ни о чем больше не думала, писала ему письма, опускала их в почтовый ящик, потом, отменив письмо, вымаливала у почтальона, пришедшего за письмами к ящику, отдать его ей обратно и пр. Хотя Настя и была записана крестной, но ее заменила у купели одна немолодая дачная соседка. Брат же Измаил прибыл на крестины. Эта соседка жила вместе со своей более молодой сестрой, у которых было трое малолетних детей. Последняя была разошедшейся женой какого-то офицера. На станцию нам нельзя было иначе пройти как мимо самого балкона их дачи. Бывало, когда спешишь утром жаркого дня на поезд, эта дама за утренним чаем сидит на своем балконе en face в совершенно расстегнутом сверху до низу халате, под которым нет ничего, и, как ни в чем не бывало приветливо кланяется, а ее старшая сестра и дети тут же пьют чай»8
. Добавим, что Роман Вениаминович Семенов-Тян-Шанский стал ученым-кораблестроителем, профессором, и умер в 1976 году.


В. П. Семенов-Тян-Шанский (здесь и далее фотографии из Википедии)

Наконец, самая интересная запись датирована 30 июля 1900 года. Из этой записи следует, что в этот день был крещен сын коллежского советника Александра Васильевича Кривошеина и его жены Елены Геннадиевны. Младенцу при крещении дали имя Всеволод.

Александр Васильевич Кривошеин (1857-1921) — российский государственный деятель, в 1908-1915 годах он был Главноуправляющим земледелием и землеустройством. Именно он был одним из авторов и ведущих участников воплощения в жизнь столыпинской аграрной реформы. В 1920 году А. В. Кривошеин стал Председателем Правительства Юга России. После поражения врангелевских войск отбыл в Англию, затем жил в Париже и Берлине, где и скончался.



Его жена, урожденная Карпова, была дочерью профессора истории и внучкой миллионера Саввы Морозова.

Всеволод Кривошеин был одним из пяти их сыновей. В 1917 году, будучи студентом Петербургского университета, он был свидетелем февральской революции (сохранились его воспоминания об этих днях). Во время Гражданской войны он сражался в рядах Добровольческой армии, после тяжелого обморожения был вывезен в Каир, откуда переехал в Париж, где окончил филологический факультет Сорбонны. В 1927 году он стал Афонским монахом с именем Василий. С 1951 года жил в Оксфорде, в 1959 году стал настоятелем оксфордского Благовещенского храма. Наконец, в 1960 году он становится архиепископом Брюссельским и Бельгийским. Архиепископ Василий неоднократно приезжал в СССР и умер в 1985 году в Ленинграде, во время одного из этих приездов. Таковы «формальные» вехи его биографии. Значение же его для истории Русской Православной Церкви и русской эмиграции огромно, а его труды по патрологии получили мировое признание9.



Можно предполагать, что и приводимое в биографических справках место его рождения — Петербург — является ошибочным. Действительно, Всеволод Кривошеин родился 17 июля, крещение состоялось, как уже говорилось выше, 30 июля10. Резонно предположить, что он родился либо в Териоках, либо в ближайших окрестностях (Келломяки, Тюрисевя, Черная речка). К сожалению, о связи семьи Кривошеиных с этими местами ничего неизвестно11.

Этот очерк ни в коем случае не претендует на полное исследования метрических книг православного прихода Териок. Целью его является лишь привлечение внимания к ценному историческому источнику, требующему, несомненно, внимательного изучения. Кроме записей о крещениях большой интерес могут представлять записи о венчаниях и похоронах, также доступных в виде электронной базы данных. Обратим внимание только на одну такую запись.

28 октября 1907 года в териокской церкви состоялось венчание гражданского инженера коллежского секретаря Николая Николаевича Никонова и дочери купца Анны Ильиничны Галкиной, уроженицы села Кююрёля (Красное Село) Выборгской губернии. По всей видимости, речь здесь идет о сыне архитектора Николая Никитича Никонова (который, кстати, был автором проекта нового териокского храма, построенного взамен сгоревшего деревянного — пожар случился как раз в 1907 году, 5 декабря). Что же до его жены, то можно предположить, что А. И. Галкина была дочерью райволовского купца и заводчика Ильи Галкина, который был в частности владельцем райволовской электростанции. Добавим, что в 1909 году в териокской церкви был крещен сын четы Никоновых Илья.

Примечания

1. Об истории прихода см. http://terijoki.spb.ru/history/templ.php?page=hram&lang=ru

2. См. http://hiski.genealogia.fi/hiski?fi+1056 . На этом же сайте можно найти базы данных и по некоторым другим православным приходам (например, Райволовскому), а также, конечно, и лютеранские архивы.

3. В частности, любопытен факт крещения в православной церкви Териок сына немецкого подданного Александра-Фридриха Шульце и его жены Софьи-Генриетты. Как следует из примечания к записи, оба родителя исповедывали евангелическо-лютеранскую веру. Что побудило их крестить ребенка в Православии, остается загадкой.

4. http://www.ourbaku.com/index.php5/%D0%AD%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%E2%80%94_%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD_1-%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0_%D0%A0%D0%98%D0%A4,_%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%80_%D0%9A%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8D%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%B6%D0%B0.

5. http://terijoki.spb.ru/history/templ.php?page=presas

6. http://nobilitykostroma.ru/glavnaya/44-dmitrij-aleksandrovich-cherevin.html

7. http://www.mitropolia-spb.ru/eparhialnie-smi/eparchialnie_vedomosti/28-29/txt/bogoyavlensky.php

8. http://ristikivi.spb.ru/docs/terijoki-semenov-tjan-shanski-1.html

9. http://www.patriarchia.ru/db/text/56327.html

10. Сведения о крещении архиеп. Василия в териокской церкви впервые приведены в книге: Церковь владыки Василия (Кривошеина). - 2004.

11. Автор выражает признательность Н. И. и К. И. Кривошеинам за консультацию.
Tags: Териоки, очерки, перешеек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments